Эксперимент в Арктике

Многие, провожая нас в это трехтысячемильное плавание по морям Северного Ледовитого океана, недоумевали. Зачем нужно так рисковать кораблями, людьми, наконец, самой научной идеей? Ведь Арктика с ее суровым климатом, свирепыми штормами и печально знаменитыми льдами — не самое благоприятное место для экспериментов. А это был именно эксперимент, причем, научный. Он перенес нас, участников похода, в далекое прошлое, когда русские поморы под парусами и на веслах, продвигаясь на север, вышли из Белого моря в Баренцево и начали освоение побережья Северного Ледовитого океана, ближних и дальних островов, среди таких отдаленных объектов — архипелаг Шпицберген.


Путь, проделанный экспедицией «Поморский коч» на двух деревянных парусниках, повторил один из возможных маршрутов древних поморов на Шпицберген и обратно.


Они, словно былинные образы, выплыли из туманной древности, чтобы напомнить нам о красоте и романтике морской профессии, о мастерстве и мужестве мореходов прошлого, о том, что опыт, накопленный многими поколениями наших предков, корабелов и кормщиков, недопустимо и безнравственно забывать.


Коч «Помор» и лодья «Грумант», составившие флот экспедиции, — копии старинных северорусских парусных судов. Их построили петрозаводские энтузиасты из клуба «Полярный Одиссей», руководит которым В. Дмитриев. Коч — судно, созданное древними специально для ледового плавания в высоких широтах. Ни одного подлинного образца коча не сохранилось. А те немногочисленные и довольно туманные сведения о том, каким он был, неопределенны и зачастую противоречивы. Подробных и детальных описаний кочей почти нет, графические изображения неконкретны. Поэтому так сложна и кропотлива была исследовательская работа по сбору этих разрозненных и в большинстве своем косвенных сведений.


Получился образ коча. Его отличительные черты: небольшие размеры, высокая мореходность, маневренность и остойчивость, малые осадка и вес, а также характерный яйцевидный крепкий корпус с обшивкой внакрой (клинкер). Это позволяло кочу без труда совершать длительные переходы в открытом море, безбоязненно плавать во льдах, маневрируя по полыньям между льдинами, проходить по мелководью и заходить в устья северных рек, а в случае, необходимости его можно было вытащить на берег или ледовое поле.


После многолетней подготовительной работы в 1987 г. в Петрозаводске всего за четыре месяца было построено деревянное парусно-весельное судно «Помор», максимально близкое по своим конструктивным качествам кочу, каким он представляется по дошедшим до нас из глубины веков сведениям. Это — двенадцатиметровое двухмачтовое с прямым парусным вооружением палубное судно. «Помор» заработал авторитет надежного «морехода».


Второй парусник — лодья «Грумант» — построен в 1989 г. на основе образцов XVIII—XIX веков. Он имеет также двенадцать метров длины, трехмачтовое парусное вооружение, но от своих древних предшественников существенно отличается тем, что дополнительно оснащен сорокасильным дизельным двигателем.


И вот наконец в июне 1989 г. оба парусника начали свой далекий путь на север. Иа Онежского озера эта небольшая флотилия Беломорско-Балтийским каналом вышла в Белое море. После нескольких дней плавания с заходом на Соловецкие острова суда прибыли в Архангельск, откуда 1 июля был взят старт к главной цели похода — архипелагу Шпицберген. Хотите поиграть в казино онлайн? Заходите на сайт takeprofit.live где Вы найдете обзоры и рейтинги самый честных интернет казино.

Категории