Текст #000451
Статья обсуждалась в городском отделе народного образования. Было решено всерьез заняться кинообразованием учащихся и учащих. Базой для этого могут служить пионерские и школьные кинотеатры, которые есть почти во всех 87 школах Воронежа. Встал вопрос о подготовке кадров. Активу старшеклассников, которые будут руководить школьными кинотеатрами, мы предложили заниматься в киноуниверситете для учащихся профтехобразования; зал, где обычно проходят занятия, большой, на 520 человек, места хватит всем.
А для учителей с сентября 1983 года открыли киноуниверситет «Основы киноискусства». Мы подготовили программу, распределили темы занятий между членами совета киноклуба. Занятия будут проходить в актовом зале школы № 58, чья стационарная киноустановка обслуживается кинотеатром «Пролетарий», а также в малом зале расположенного рядом Дворца культуры имени К. Маркса.
Важнейший принцип нашей системы эстетического воспитания — демократизм. Помня об этом, мы стараемся каждое занятие организовывать так, чтобы всем было интересно.
Роль кино в духовной жизни нашего общества неизмеримо возросла, но в силу инерции, привычки работать по старинке способы доставки фильмов остаются почти без изменений. Вот, думается, почему никому нет дела до тех, кто по своей доброй воле, на свой страх и риск занимается пропагандой лучших произведений любимого искусства.
Мне кажется, что и создатели фильмов — драматурги, режиссеры, актеры, операторы— до сих пор как-то безучастны к благородной деятельности зрителей. Нет, многие откликаются на просьбы приехать, выступить. Но, как бы это помягче выразиться,— слишком пассивны при этом; если и соглашаются, то не безвозмездно... А киностудии? Неужели они не заинтересованы в популяризации своей продукции? Или они боятся выслушать мнение квалифицированных зрителей?
«Пролетарий» ежегодно проводит итоговые конференции-отчеты. Вот когда бросается в глаза дистанция между «нашими» и остальной публикой. Большинство постоянных посетителей кинотеатра озабочены комфортом и добавочными удовольствиями. Будет ли в фойе кафе-мороженое? Музыка перед сеансом? Танцы? Дебаты вызывают игральные автоматы: одни — за, другие — против.
В выступлениях клубников звучит единственная просьба: фильмы. Главное — чтобы
была возможность видеть киноклассику и хорошие современные ленты, чтобы они не залеживались на полках конторы кинопроката, чтобы с этих фильмов не уходили, чтобы о них рассказывали и спорили дома, в троллейбусе по пути на работу, на школьных переменах. Главное, чтобы кино играло такую ще важную роль в нашей жизни, как поэзия, проза, театр, музыка.
XX век начинался в области искусства как век синематографа, закончился он как век телевидения. Телевидение вошло в жизнь народов так мощно, так стремительно, как никакое другое явление культуры. Голубой экран размером с ладонь, появившийся в наших домах вскоре после Отечественной войны, стал, как книга, потом как чемодан, перестал быть голубым, стал многоцветным. Он потеснил радио, даже газету, настойчиво атакует кинотеатры. Телевидение внесло нечто новое даже в пейзаж нашей страны. Правда, не в природный пейзаж, куда авиация внедрила кудрявые шлейфы от самолетов, а в архитектурный: и на горделивых небоскребах, и на деревенских домах, и даже на стареньких церквах и на будках путевых обходчиков — от Бреста до Владивостока красуются антенны. Телевидение практически доведено до каждого советского гражданина.
Причин такого могучего движения много. Опыт массового охвата населения со времен Гуттенберга шел по нарастающей: от книги к газете, к кино, к радио. Телевидение этот опыт активно освоило. Подобно кинематографу, телевидение не только искусство. Оно и информатор, и агитатор, и средство распространения произведений всех других искусств, и документатор, и орудие научных исследований. Оно — самое перспективное, всеобъемлющее, эффективное средство социального общения, универсальная форма общественных связей. new property launch in kl