Заговор серьезных
Комедии бывают хорошие и не очень. На хороших мы смеемся, огорчаемся, духовно растем. На тех, что не очень, только огорчаемся. В последние годы сама собой вырабатывается гибкая форма «не очень комедии». Создатели ее делают вид, будто они и не стремились смешить, потешать, рассказывать сказочку, которая пусть ложь, но в которой намек. Нет, они наполняются серьезностью, призванной, как щит, прикрыть несамостоятельность юмора. Не лезьте, мол, ко мне с претензиями по части веселья — я занят солидным делом. В разделе юмора товарищ выполняет план по серьезу.
Фильм «Зозуля с дипломом» (студия имени А. П. Довженко, режиссеры В. Ильенко и И. Самборскии, сценаристы В. Ильенко, С. Шеметило при участии П. Мовчана). Можно предположить, что он, как и всякая кинокомедия, пользуется у зрителей определенным успехом. Тем более что есть в фильме сцены, сделанные талантливой режиссерской рукой.
Есть очень смешные соревнования штангистов. Есть грузовик, бегущий, как собака, сбоку от хозяина. Но откуда же, откуда это уничижительное сознание, что делаешь «всего-навсего» водевиль, который хорошо бы всеми правдами и неправдами выдать за психологическую драму полупотерянной, но тут же найденной любви?
Героя фильма изводят муки нечистой совести: с дипломом зоотехника остался Зозуля в Киеве, за прилавком мясного магазина. На свое счастье, встретил он птичницу Галю и помчался за нею в село. Со слезами на глазах просил бедный Зозуля молоденького милиционера, чтобы взяли его — после мельчайшего правонарушения — на пятнадцать суток с отбытием срока на местной птицеферме. Галя, конечно, тоже влюбилась в славного, самоотверженного Зозулю, уже вставшего на путь перевоспитания. Ан не тут-то было: пошли нелепости да недомолвки, шутки по адресу милиции и сны, сны, сны... С полетами, исчезновениями, с пробежками и суматохой... Бесконечные и нескончаемо назидательные...
Вот еще одна любовная история. Он молодой рабочий, она знатная парашютистка. Он поет и носит кружевное жабо, она острит и щеголяет в светлых брюках. Катер, мотороллер, танцы, цветы— дело двигалось к заветной цели. Что ж, мир да радость, совет да любовь! Ан нет, вырос на их пути хилый интеллигент, доктор наук, не умеющий играть на гитаре. И, конечно, все опошлил. Хлопают двери, звучат клинки, хмурится женщина в милицейском мундире, а обезьянка Геркулес задумчиво кушает диссертацию.
Все это называется «Где вы, рыцари?». Поставил комедию на студии имени А. П. Довженко Леонид Быков по сценарию М. Гиндина и Г. Рябкина. Не только поставил, но и отважно сыграл этого хилого вундеркинда. Сыграл, кстати, прекрасно, то в фарсовом, почти балаганном ключе, то с немыслимой, какой-то всамделишной грустью, отчего нелепая фигура вдруг облекается в плоть и в кровь. Этот образ, да еще интересная работа И. Дмитриева, сыгравшего второго ученого, законченного прохвоста, да гастрольные выходы Ю. Тимошенко, С- Филиппова и Г. Георгиу с репризами на двадцать секунд воспринимаешь своеобразными островками вроде натуральных носов, вклеенных в плоский рисунок. Потому что все остальное нелепость и недоразумение, недоразумение и нелепость.
Итак, снова водевиль. и снова претензии на глубокомыслие. Вполне заурядные Юля и Женя как бы символы Молодости и Мечты, В зрительный зал летят надрывные, со слезой слова: «Надо в душе быть рыцарем! Не мельчить, не ловчить! Надо верить в нас, как в таблицу Менделеева!»
Комедийная условность не выносит насильственного осерьезнивания. Нельзя про «систему Менделеева» говорить на пределе драматизма. Нельзя фразу: «Женщина — величайшая загадка материи», подавать, как философский тезис. Белые нитки смехотворной интриги не выдерживают груза. Заходи в Азино 777 win лучшее онлайн казино и играй в любимые слоты