Довольно старое, но интересное интервью Брыкина М.А.
18 октября 2003 года
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" М. Брыкин ген. директор "Спектр-Авто"
Эфир ведут Сергей Бунтман, А. Пикуленко
В ГОСТЯХ - МИХАИЛ БРЫКИН,ГЕН. ДИРЕКТОР "СПЕКТР-АВТО"
С.БУНТМАН Мы начинаем "Парковку". Александр Пикуленко и сейчас мы представим нашего гостя. Представляем промышленную группу "Спектр-Авто" и Михаил Алексеевич Брыкин у нас в гостях, ген. директор. Вы нам расскажете, что вы производите, для кого, с какой целью, какого качества. Саша, задаем вопросы.
С. ПИКУЛЕНКО Вы знаете, что в последнее время у нас в стране появляется масса производителей, притом очень неплохих продуктов про "Спектр-Авто", я не могу сказать, что он только появился. Многие наши потребители знают еще по старым временам, это начало перестройки, конец социализма и когда вся Москва выстроилась на улице Лесной за промывкой, добавкой. То есть появился продукт, который до этого никто не делал. Я познакомился с вашими продуктами именно тогда. Потом я увидел на кольцевых гонках черные машинки с надписью "Спектрол". Потом мне попалась даже рекламная листовочка, я правда, не попробовал, не понюхал, спортивного бензина. То, что у нас никогда не было, вообще спортивный бензин был полностью новинкой. И сегодня появился у нас человек, который за все это и отвечает.
С.БУНТМАН Михаил Алексеевич, давайте и отвечайте.
С. ПИКУЛЕНКО Переживший все кризисы и катаклизмы в нашей стране "Спектрол" сохранил себя.
М. БРЫКИН - Я готов. Первое, мне бы хотелось поблагодарить всех пользователей "Спектрола", верных наших друзей, людей самостоятельных и принимающих трезвое решение и правильное решение. Наша компания уже более 15 лет работает на рынке. Столько всего произошло, вспомнить страшно.
С. ПИКУЛЕНКО Сколько конкурентов рухнуло даже западных.
М. БРЫКИН - Да, сколько конкурентов мимо приехало или осталось сзади, в том числе, которые на улице Лесной продавали присадки. Мы шли, работали, развивались, осваивали новые направления, привлекали научных людей. Большое количество людей у нас работает продвинутых в научном плане. Одних только докторов в сфере наших интересов 27 человек. Каждый работает над какой-то тематикой. У нас более 100 продуктов выпускается. В последнее время мы очень продвинулись в области производства смазочных материалов, моторных масел, охлаждающих жидкостей. Те же упомянутые бензины, мы были лидерами, по крайней мере, в нашей стране, мы первыми сделали спортивные бензины. И последняя наша новинка это спортивное дизельное топливо, успешно опробованное. Мы все время держим руку на пульсе, привлекаем людей, извлекаем разные новинки. Причем интеллектуальные новинки, мы извлекаем не только из российских людей, но из иностранных. Мы широко общаемся с учеными из Европы.
С.БУНТМАН Скажите, Михаил Алексеевич, когда сейчас Саша говорил о ситуации новизны, которая была в те годы, новый продукт появился. С тех пор произошло очень много не только кризисов, не только конкурентной борьбы и выживания одних фирм. Но произошло и очень сильное изменение автомобильного парка и в нашей стране тоже. Насколько динамично вам пришлось приспосабливаться к этому изменению? Потому что у людей много новых машин, и вы бы хотели, я уверен, чтобы все, и новые автомобилисты с новыми автомобилями, они были бы вашими клиентами.
М. БРЫКИН - Разумеется, хотели бы. И мы все для этого делаем, выпускаем настолько качественные продукты, синтетические масла и полусинтетические, что даже полусинтетические масла способны обеспечить защиту от износа выше, чем полностью синтетические масла зарубежного производства.
С. ПИКУЛЕНКО - Почему?
М. БРЫКИН - Мы долгое время работали над специальным загустителем, то есть модификатором вязкости, который придал маслу совершенно новые свойства. И дал возможность создать повышенной прочности масляную пленку. Я сейчас не буду вдаваться в подробности.
С.БУНТМАН А это, что ваше ноу-хау?
М. БРЫКИН - Да, это ноу-хау. Потому что если внимательные читатели и самостоятельные пользователи, наверняка читают различные журналы, в которых мы зачастую оказываемся победителями в тестах. Эти тесты независимые, мы совершенно не прилагаем никаких усилий, чтобы повлиять на их результат, и они абсолютно честные. Наши иностранные партнеры на эти тесты всегда обращают внимание. Например, компания "Шеврон", с которой мы работаем, она была поражена тем, что мы в статье журнала "За рулем" второй номер за 2000 год мы заняли первое место среди всех синтетических масел в классе 5-50.
С.БУНТМАН Это что за класс?
С. ПИКУЛЕНКО - Это масла синтетические с хорошими характеристиками, с хорошим сроком службы и то, что называют сейчас модным словом класс "Премиум".
С. БУНТМАН - А что, значит, удивились и что значит ваш партнер "Шеврон"? Каким образом вы сотрудничаете с другими фирмами-производителями топливно-смазочных материалов?
М. БРЫКИН - Все-таки любая развитая или развивающаяся компания должна интегрироваться в процесс мирового порядка, и интеллектуального и политического и другого, то мы в этом плане неразрывны с другими компаниями, работающими в этой области. Мы работаем, например, таким как "Инфиниум", "Шеврон". Много можно назвать компаний. И работая с ними, конечно, мы обсуждаем какие-то вопросы, они корректируют продукты, которые производят, например, для нас корректируют их свойства, обращают внимание на то, что мы, проведя какие-то научные исследования говорим, что здесь что-то не так, здесь поправить туда или сдвинуть сюда. Они это делают. И опять же получаем те продукты, которые идут для нашего потребления уже специально подготовленные для нас.
С.БУНТМАН То есть здесь взаимно.
М. БРЫКИН - Взаимное обогащение.
С.БУНТМАН Есть ли у вас примеры, когда озадачились вашим выходом на рынок, серьезным продвижением, добросовестно и не очень ваше вышибание с рынка? Кто-то вышибает вас с рынка? Пытались во всяком случае?
М. БРЫКИН - Тема такая не совсем интересная для разговора в эфире, потому что она очень сложная. Вышибать с рынка нас Мы относится к средней компании, у нас есть такое понятие как малый, средний и крупный бизнес в стране. Крупный бизнес не озадачивает себя прямой конкуренцией, он просто нажимает определенные рычаги, закрывает краны на трубе где-нибудь для получения сырья и тем самым конкурирует с нами. Или назначает цену на сырье выше, чем продают это сырье за границу. Причем значительно выше. Вот такая конкуренция у них.
С. ПИКУЛЕНКО - Но здесь вы играете с серьезными игроками на масляном рынке, и действительно, это масло достойное. Но это не самое главное. Я знаю, что у вас еще другая категория продуктов есть, которая более интересна для потребителей. Тосолы вы делаете.
М. БРЫКИН - Охлаждающие жидкости.
С. ПИКУЛЕНКО А тормозные жидкости не делаете?
М. БРЫКИН - И тормозные делаем.
С. ПИКУЛЕНКО - Про это поподробнее. Меня это волнует, потому что так много сейчас фальсификатов на рынке, и я бы хотел, чтобы вы остановились поподробнее на этой категории продуктов.
М. БРЫКИН - Например, если мы возьмем охлаждающие жидкости, продукт, который меняется в автомобиле не так часто, удельно на километр пробега стоит дешевле, скажем, чем масло, поэтому смысла потребителю экономить на нем и покупать что-то сомнительное на обочине, совершенно нет.
С. ПИКУЛЕНКО - Позвольте с вами не согласиться. Я знаю некоторые автомобили, выпускаемые нашими заводами, в которых тосол меняется чаще, чем масло. Вытекает просто.
М. БРЫКИН - Да, конечно, есть дефекты сборок, течет. Есть такие автомобили. Но я считаю, что здесь владелец должен приложить сил и денег, чтобы устранить все эти неполадки.
С. БУНТМАН Я бы сказал, что ни в каком случае покупать фальсификаты нет причин, назовите мне еще несколько причин, по которым надо покупать дешевые с риском для автомобиля. Надо покупать нормальный продукт.
С. ПИКУЛЕНКО - То есть охлаждающую жидкость, вы делаете такого же качества, как на уровне масла.
М. БРЫКИН - Да, охлаждающую мы делаем очень высокого качества, это "Спектрол-Антарктида". И мы в начале нашей деятельности выпускали огромное количество охлаждающей жидкости, потом, когда рынок ушел в фальсификацию, мы потерял объемы, но не стали делать тоже фальсифицированной продукт. Мы упали до 30-50 тонн продаж в месяц, но качество мы не стали менять. И сейчас, наевшись этого фальсифицированного качества, народ понял, что когда дырка в блоке появляется или в радиаторе, то это не оттого, что плохая отливка была на заводе, а процесс коррозии произошел, и теперь уже начали активно покупать наши продукты и продажи "Спектрол-Антарктиды" пошли резко вверх.
С. ПИКУЛЕНКО А тормозная жидкость. Для меня это тоже немаловажно, потому что как-то я был свидетелем теста тормозной жидкости, и меня многие образцы привели просто в уныние. Потому что точка кипения на некоторых не доходила даже до 200 градусов.
М. БРЫКИН - Да, с тормозными жидкостями такая же история. В начале нашей производственной истории и карьеры, мы продавали довольно большое количество, активно сотрудничали по этому вопросу с компанией "Басф", она один из ведущих производителей тормозной жидкости, мы много провели с ними тестов и адаптаций тормозных жидкостей под наши ластомеры. Очень успешно проводили эту работу. Было опять же взаимное обогащение, они от нас ничего не скрывали. Я часто бывал на заводе "Басфа", поразила их культура, отсутствие всякой возможности для курения на территории завода. Но тормозную жидкость мы делаем, делаем качественно. "Спектрол Дисбрек-флюид" раньше называлась, сейчас называется "Турбостоп" жидкость, смело можно применять. Температура кипения соответствует всем ГОСТам.
С. ПИКУЛЕНКО - Здесь при таком наличии продуктов такого качества, а не было ли предложения от завода на первичную комплектацию вашими продуктами? Для любого производителя в мире это как советский знак качества.
М. БРЫКИН - Да, мы были поставщиками завода ЗИЛа "Москвича", ВАЗа, но возвращать деньги от них чрезвычайно трудно. Например, АЗЛК в свое время, получая трансмиссионные масла от одного известного отечественного производителя, давал нам их на продажу, на вырученные деньги им мы поставляли наш "Спектрол-Круиз". Потому что только на этом трансмиссионном масле проблемная коробка "Москвича" могла выходить гарантийный период. И все сервис-мены, которые занимаются гарантийными обслуживаньями трансмиссии, используют только "Спектрол", потому что это очень надежное и продвинутое трансмиссионное масло. В этом плане мы лидеры. Мы даже делали разработку в свое время композиции трансмиссионного масла для "Шеврона".
С.БУНТМАН То есть, могу ли я из этого заключить, что пока для вас на уровне первичной комплектации, для вас это не очень выгодное сотрудничество, хоть и престижное.
М. БРЫКИН - Да, с заводами конечно невыгодно, потому что деньги все забрать от них не удалось. Получать очень сложно. И мы прекратили эту практику, хотя она и почетная. Но позитивный аспект этого следующий команда ЗИЛа, которая совершила впервые в мире кругосветное путешествие, закупила продукты для проведения пробега под торговой маркой "Спектрол". То есть было куплено масло "Спектрол" 0W40 для мотора "Спектрол-Синакс" 75W90 для трансмиссии, 15W40 чемпион. На этих маслах они совершали кругосветное путешествие. То есть они были знакомы с маркой "Спектрол", с качеством, они знали, что качество превосходит зарубежные аналоги и очень надежно, особенно в районах Заполярья.
С. ПИКУЛЕНКО А такие наши гранды по производству масел и "Лукойл", и ТНК, и ЮКОС серьезно вышли на рынок, не пытаются ли они, вы же все равно пользуетесь базовыми маслами их производства, вас просто забрать под себя.
М. БРЫКИН - Нет, они под себя не забирают, что было бы правильно, наверное, так как торговая марка во всем мире, любая крупная компания, двигаясь на рынке, она скупает торговые марки. Даже в области обычных куриных ножек, допустим, какой-то производитель скупает марки этих куриных ножек и тем самым занимает рынок. Не говоря уже о масляном. Но в этом они не пытаются, у них другая психология и другое видение мира. Они считают, что они запросто выведут любую торговую марку, денег у них очень много, чего их считать, деньги достались, вы сами знаете каким образом. Поэтому они легко их тратят и не считают.
С.БУНТМАН То есть они организуют свое.
М. БРЫКИН - Да. Например, "Лукойл" "Лукойлом" назвал, хотя это, наверное, неправильно с маркетинговой точки зрения. Скажем, бизнес иногда бывает нужно продать, а как продашь бизнес с названием материнской компании.
С.БУНТМАН Здесь спрашивают у нас слушатели: "Какие фирмы основные ваши поставщики?", - Сергей Сергеевич.
С. ПИКУЛЕНКО Имеется в виду базовых масел.
М. БРЫКИН - Мы активно вынуждены селектировать поступающее базовое масло, потому что справедливо, я думаю, вы подозреваете, что качество нестабильное у наших производителей, заставить их работать в этом отношении добросовестно невозможно, поэтому мы вынуждены, купив какое-то масло, посмотреть, на что оно годится.
С. ПИКУЛЕНКО То есть у вас есть своя лаборатория.
М. БРЫКИН - Естественно, у нас лаборатория своя, очень развитая с хорошим оборудованием. Проведя селекцию, определив пригодность, куда его можно применить, туда и применяем. То есть мы вынуждены наладить такие селекционные потоки. Мы даже делаем так, что закупая масло, проверив его, вынуждены сливать в разные емкости, чтобы распределить его по назначению. Даже задумываемся над тем, а не лучше закупать масло, допустим, у той же "Несты", потому что там гарантированное качество и везти так же близко, как и от Перми. Но ждем, когда начнется вступление страны в ВТО, тогда наши заводы будут уравнены в правах с остальным миром, и мы получим свободу потребления.
С.БУНТМАН И фирмы-поставщики заставят стремиться к определенному стандарту производства.
М. БРЫКИН - Да.
С. ПИКУЛЕНКО Я сморю, что получается. Я кстати здесь вижу одно положительное качество. Ведь вы все-таки небольшой производитель, известный на нашем рынке уже достаточное количество лет, народ вам доверяет. И в то же время вы не настолько мощные пока, чтобы вас подделывали бадяжники. То есть для потребителя вы сейчас представляете тот интерес, когда, покупая "Спектрол", он знает, что это натуральный продукт качественный, а не забадяженный какой-то "Мобил", который часто встречается на нашем рынке.
М. БРЫКИН - Да, "Мобил" и "Кастрол" имеет большие проблемы. И "Шелл" имеет проблемы, и "Лукойл" еще большие проблемы с бадяжничеством. К сожалению.
С.БУНТМАН Кстати говоря, тоже проблема названия.
С. ПИКУЛЕНКО Столкнувшись с таким, ты начинаешь уже не доверять всей компании.
С.БУНТМАН Когда подделывают одно.
М. БРЫКИН - Это бумеранг.
С. ПИКУЛЕНКО Базовое масло, часть присадок вы делаете сами, это ваше ноу-хау, а часть все равно покупаете, так же как делаем весь мир. То есть ваши поставщики "Лубризол".
М. БРЫКИН - Да, "Лубризол", "Шеврон", "Инфиниум" и так далее. Все мировые производители баз.
С. ПИКУЛЕНКО - То есть велосипед вы не изобретали. Вы улучшали продукт при помощи своих наработок.
М. БРЫКИН - Насчет велосипеда привести пример. Есть одна хозяйка, вторая. Варят борщ, компоненты одни и те же, свекла, морковка, но у одной вкусно, у другой нет. У одной общепитовское получается качество, а у другой домашний продукт. Вот мы делаем домашний продукт, то есть очень высокого качества. И качество и новизна, и применение каких-то новых технологий это наш бзик, скажем так, в компании. Даже мне на "Бритиш Петролеуме", когда я был недавно, мне сказали, что нам нравится дух вашей компании, как было в молодом "Кастроле", такой же дух творческий.
С.БУНТМАН То есть это признак развивающейся компании.
М. БРЫКИН - Я сказал спасибо, но "Кастрол" всегда для нас был как старший брат. Мы с него делали жизнь и брали пример.
С. ПИКУЛЕНКО Но это хороший пример, мне нравится. Я хорошо знаю историю фирмы "Кастрол". Но меня смущает вот что, ваша позиция мне понятна, когда у вас появляется масло группы "Премиум", когда у вас появляются синтетические, полусинтетические трансмиссионные, тормозная жидкость, охлаждающая, но вдруг я вижу, что в вашем ряду появляются присадки. Меня это всегда настораживает. Современное масло - продукт, на доводку которого потрачены гигантские деньги.
М. БРЫКИН - Да, деньги гигантские. Многих возмутило, когда мы выпустили масло 0W50, а мы являемся единственным производителем масла такого класса. Кстати, хотелось отметить, что "нулевки" для граждан очень выгодны в том плане, что пусковые износы при их использовании резко снижаются. То есть при минус 20 пуск будет давать такие же износы, как при плюс 20 на минеральном. Присадками мы занимаемся, мы производим присадки, для того чтобы и изготавливать масла, и для того чтобы присадки предлагать для корректировки каких-то вещей. Поскольку мы являемся профессионалами в области смазочных материалов, то, производя присадки, мы к этому подходим очень серьезно. Мы тоже считаем, что далеко не каждую присадку можно заливать в двигатель. И присадки, которые мы предлагаем, а мы их предлагаем достаточно осторожно, они позволяют скорректировать. Например, обкатать двигатель правильно. Дальше застабилизировать поверхность трения. Или же снять высокие мощностные характеристики с двигателей, эксплуатируемых в предельных режимах. Это присадки наши "Спектрол-Авто-1 ", "Спектрол-Авто-2", "Спектрол-Авто-3".
С.БУНТМАН Я бы хотел поблагодарить Михаила Алексеевича и пожелать вам успехов всяческих и новых разработок и новых клиентов.
М. БРЫКИН - Спасибо, по этому пути мы идем, новые разработки, теперь нужны новые клиенты. Надеюсь, что на радио "Эхо Москвы" начнут применять наши продукты.
С.БУНТМАН Я думаю, что многие слушатели применяют. Спасибо вам большое.
Источник
http://www.echo.msk.ru/programs/parking ... index.html