Toyota Carina E
http://carina-e.ru/

Ремонт регулятора напряжения на генераторе Bosch. ФОТООТЧЁТ.
http://carina-e.ru/viewtopic.php?f=4&t=971
Страница 1 из 18

Автор:  Vitek [ Сб сен 06, 2008 12:51 am ]
Заголовок сообщения:  Ремонт регулятора напряжения на генераторе Bosch. ФОТООТЧЁТ.

Возможно, для Москвичей и Питерцев, избалованных относительной доступностью и выбором запчастей, мой опус будет неинтересен. Но кому-то может и пригодится. Речь пойдёт о "Бошевском" генераторе, но для остальных разница лишь в форме и размерах деталей, а принцип работы везде одинаков. Так что данный опыт может быть применён и в других случаях.
Сгорел у меня на днях генератор. Точнее не сгорел, а перестал "генерить" :) Время 23-30, хорошо ещё, что рядом с домом. Поездку по ночным делам пришлось отложить. Наутро сдёрнул генератор с машины. Частичная разборка и "прозвонка" потрохов тестером показала, что щётки ещё в норме, обмотки ротора и статора целы. Вывод - регулятор напряжения, на что также намекал и тестер. В близлежащих магазинах детали "в наличии" не нашлось, только под заказ. Exist "порадовал" ценами и сроками: 1800 - 6700 руб. и доставка до 6 - 8 дней. Вариант "1 день(не гарантированно) за 6700" жаба отмела сразу, вариант 8 дней за 1800 казался более привлекательным, но ехать надо было "уже вчера". В итоге, освежив в памяти устройство и принцип работы генератора в целом, купил регулятор нового образца от ВАЗ-2108, и занялся делом. Говоря словами Михал Иваныча (по-совместительству Белого Гуся), "перекрёстное опыление дало потрясающий результат": генератор ожил, выдав законное напряжение потребителям. Затраты: регулятор от "ТАЗа" - 88 руб(разницу в ценах и доступности детали сравнивайте сами), и пара часов чесания репы, ползанья по схемам, и возни с кусачками и паяльником. За два дня, прошедших с момента "выписки больного", на одометр намотано около 250 км, полёт нормальный. Делал как временный вариант, но сейчас сижу и думаю: а надо ли теперь заказывать оригинал, даже если за 1800? Для таких же сомневающихся и спешащих ездить, небольшой фотоотчётец: (кликните на фото для увеличения)
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
ЗЫ Благодаря усилиям коллег выяснилось, что можно не возиться с перепаиванием таблетки, а переставить щёточный узел с таблеткой в сборе от новых генераторов ВАЗ-2110. Подробности далее по ветке, вот здесь: http://carina-e.ru/viewtopic.php?p=35013#35013
Дополнение 2015.
Прошло 6,5 лет с момента описанного ремонта. Отечественный донор сдох по пути на работу в праздничный майский день. До работы дотянул, пришлось доехать "на коллеге" до ближайшего магазина автозапчастей. По проторенной дорожке ремонт был повторен и дополнен заменой порядком изношенных щёток. Подробности на фото:
1. Имплант и донор фас и профиль;
2. Некоторые вроде бы ставят так, но при таком варианте неудобно крепить регулятор (на первом фото видно, что у родного двойные "уши" для крепления к корпусу разъёма). К тому же надо как-то добавить ещё один контакт, соединяющийся в генераторе с диодным мостом, и отсутствующий у донора (показан стрелкой на фото 6);
3. Слева родной корпус щёточного узла освобождённый от старых щёток и с прочищенными отверстиями для новых, в центре новые щётки и пружинки от донора, справа родные изношенные щётки (в прошлый раз не менялись, того остатка, что был в первом репортаже, хватило на 6,5 лет и 121000 км. пробега);
4. Подготовленный к сборке комплект. Пружинки донора намного жёстче, посему решено было оставить родные. Думаю, контактные кольца ротора скажут за это спасибо. Кембрики тоже переставлены;
5. Почти собранный узел. Осталось пропаять ближнюю щётку;
6. Готово. Стрелкой указан тот самый контакт, о котором упоминалось в п. 2;
7. Схема соединений. 1-й контакт "таблетки" соединяется с контактом С разъёма (он же в теле разъёма соединён с металлическим левым "ухом" разъёма), 2-й с "дальней" щёткой, 3-й с "ближней" щёткой и с контактом В разъёма.

Вложения:
1.JPG
1.JPG [ 75.35 КБ | Просмотров: 32912 ]
2.JPG
2.JPG [ 130.95 КБ | Просмотров: 32912 ]
3.JPG
3.JPG [ 100.66 КБ | Просмотров: 32912 ]
4.JPG
4.JPG [ 99.86 КБ | Просмотров: 32912 ]
5.JPG
5.JPG [ 75.75 КБ | Просмотров: 32912 ]
6.JPG
6.JPG [ 83.39 КБ | Просмотров: 32912 ]
7.JPG
7.JPG [ 111.73 КБ | Просмотров: 32912 ]

Автор:  diablo [ Сб сен 06, 2008 1:00 am ]
Заголовок сообщения: 

Молодец!

Автор:  БелыйГусь [ Сб сен 06, 2008 1:30 am ]
Заголовок сообщения: 

Эх, не могу сиюминутно заценить через КПК всю красоту решения :-)
Но в очередной раз думаю о безмерной жадности автобарыг - наверняка закупочная цена попонской запчасти не сильно отличается от тазиковской. Однако ж надо поднять на ней 1-2 тыщи прОцентов голой прибыли. Мля!

Автор:  kirser [ Сб сен 06, 2008 9:25 am ]
Заголовок сообщения: 

Маладца!
И когда же у нас появится темка "для гаражных мастеров" с сборником фотоотчетов.)

Автор:  diablo [ Сб сен 06, 2008 9:34 am ]
Заголовок сообщения: 

да, не плохо бы ло бы систематизировать и упорядочить фото рубрику.

Автор:  БелыйГусь [ Сб сен 06, 2008 10:38 am ]
Заголовок сообщения: 

Посмотрел отчет на большом компьютере. Супер! :)

Возникли вопросы:
По отчету.
Что такое незадействованный контакт А? Почему в новой схеме он оказался лишним? За что отвечает в оригинальной схеме?

По работе генератора в принципе.
Наблюдаю сейчас за поведением напряжения в бортовой сети своего авто. После заводки утром по холодку 14.2 без потребителей на непрогретом ХХ, 13.7 с потребителями (габариты, ближний свет).
После 40-минутной поездки на прогретом ХХ 12.6-12.8 с потребителями.
После трехчасового тырканья в пробках - 12.0-12.2 с теми же потребителями на том же прогретом ХХ. (а если потребителей добавить (стопы, обогрев стекла, вентилятор), то и вовсе может быть 11.2-11.4).
Получается, что в последнем случае уже идет разряд батареи, норма которой при полной зарядке 12.6-13.5. Мой АКБ показывает 12.4, т.е. недозаряд.

Спрашивается, кто в этом виноват? Почему напряжение в сети падает по мере работы двигателя?

Автор:  diablo [ Сб сен 06, 2008 4:40 pm ]
Заголовок сообщения: 

устает видать в пробках то :D

Автор:  voldemarik [ Сб сен 06, 2008 5:13 pm ]
Заголовок сообщения: 

БелыйГусь писал(а):
Спрашивается, кто в этом виноват? Почему напряжение в сети падает по мере работы двигателя?

Млжет потому что аккумулятор подзарядился?

Автор:  Олег [ Сб сен 06, 2008 6:39 pm ]
Заголовок сообщения: 

Очень полезный отчет! Молодец :)

Автор:  Виктор [ Сб сен 06, 2008 7:02 pm ]
Заголовок сообщения: 

voldemarik2 писал(а):
Млжет потому что аккумулятор подзарядился

В том то и дело когда акум заряжен, регулятор "регулирует" в бортовую сеть напругу, что немного повышает напряжение в сети. Я так думаю, потому, что было такое на предыдущем тазу. Там этот регулятор вообще расходником был.

А щас у меня утром 14,3 а на прогретом 13,8 всегда. Мерял постоянно, когда светики расчитывал. Потребители вносят небольшое отклонение, но на короткий срок. Потом опять стабилизируется на указанных величинах.

Автор:  БелыйГусь [ Сб сен 06, 2008 8:43 pm ]
Заголовок сообщения: 

Сдается мне, что это аккум мой ласты склеивает. В пробках на холостых с габаритами/ближним/стопами он садится до такой степени, что просаживает бортовую сеть и регулятор напряжения просто не справляется. Потом, конечно, на нормальном ходу подзаряжается, но далеко не до номинальной емкости.
Сегодня почистил все клеммы/контакты/массы, часа три поездил по разным надобностям без пробок, вечером напруга в сети без потребителей при заведенном двигателе 13.5, при незаведенном - 12.4. Маловато будет :)

Автор:  Alter_Ego [ Сб сен 06, 2008 10:59 pm ]
Заголовок сообщения: 

Браво Кулибин!Даешь отдельную тему для фотоотчётов!

Автор:  Vitek [ Пн сен 08, 2008 11:00 pm ]
Заголовок сообщения: 

БелыйГусь писал(а):
Возникли вопросы:
По отчету.
Что такое незадействованный контакт А? Почему в новой схеме он оказался лишним? За что отвечает в оригинальной схеме?

Почему напряжение в сети падает по мере работы двигателя?


В новой схеме используется регулятор НОВОГО образца. У него всего три ноги, против четырёх у старого. Дело в том, что старому регулятору, кроме питания через замок зажигания обмотки возбуждения (клемма "В" - возбуждение на фото), зачем-то требовалось ещё прямое напряжение от аккумулятора (клемма "Б" - батарея). Так же сделано в Бошевском генераторе Карины. Для неё можно использовать регулятор старого образца, тогда все клеммы окажутся задействованы, но регулятор придётся размещать снаружи генератора, выведя из него провода. Как видно на фото, старый регулятор, даже без щёточного узла внутрь не запихнуть. А на новом эту клемму упразднили за ненадобностью, а по форме и габаритам он вписался как нельзя лучше.
А по поводу недозарядки аккума,- на холостых генератор не столько генерирует, сколько потребляет ток. На питание обмотки возбуждения. Пока дополнительных потребителей нет, баланс положительный, начинаешь включать печку, музыку, свет, - на холостых баланс становится отрицательным. Машинка-то ездить должна, а не в пробках стоять! :) Конструкторы закладывают запас, но очень небольшой.

Вложения:
реле.JPG
реле.JPG [ 12.31 КБ | Просмотров: 52044 ]

Автор:  Leonid80 [ Ср сен 17, 2008 9:36 pm ]
Заголовок сообщения: 

Огромное спасибо Vitek !!

Случилась у меня следующая история:
Помер сей регулятор, выдавал аж 17,5В в бортовую систему, (кто был на последней встрече видели как ярко светили фары :D )а заметил я эту проблемку находясь в 60км от города, когда довольно сильно завоняло электролитом. Открываю капот а там...... этакий разъяренный колобок.....аккум вздулся, округлился, шипит и воняет сцуко. Почесал я репу, встретился со знакомым, отжал у него изрядно покоцаный генератор от авенсиса (на всякий случай, регулятора напряжения не нашлось). Обмозговоли с ним как дальше быть.... в итоге пришли к выводу что имеет смысл отключить генератор, проехаться на аккуме (что бы он подразрядился), а затем обратно подключить гену. Так и сделал..... но немного борщенул с ездой на аккуме, когда решил что пора остановиться и подключить генератор - то понял что сам уже не заведусь, а толкать как-то не улыбалось. В итоге остановился и при заведенном моторе подключил генератор............ ОЧЕНЬ сильно ни кому не советую так делать!!!!!
До дома я доехал своим ходом, но так сказать на последнем издыхании. (дело было поздней ночью)
На следующий день мне предстояло выполнить операцию по замене регулятора напряжения (еще раз спасибо автору этой темы!), ну и в награду за подключение по "горячему" генератора - замена диодного моста, тут мне очень пригодился генератор от авенсиса :)

Регулятор припаял с немного другой маркировкой (55.3702), но смысл тот же. В итоге в бортовой сети 13.8В.

Автор:  Vitek [ Ср сен 17, 2008 11:04 pm ]
Заголовок сообщения: 

Leonid80 писал(а):
Огромное спасибо Vitek !!

Рад, что мои старания не пропали даром! :wink:
Leonid80 писал(а):
.....понял что сам уже не заведусь, а толкать как-то не улыбалось.

И из такой ситуации есть выход. После ремонта и установки на место генератора я также не смог завестись, - аккумулятора вполне хватало для питания всей электроники, но не для прокрутки двига стартёром. (аналогичные ситуации случались на "зубиле" при "усадке" аккума, или на "ВАЗовской десятке при отказе стартёра,- на первых выпусках они горели, как спички).
Итак, если случилось нечто подобное, вы в лесу один, горки рядом нет (или вы внизу, под ней), помощи ждать неоткуда, или слишком долго, можно попробовать выйти из этого положения в течение максимум 10-ти минут. Думаю, у каждого уважающего себя кариновода, в багажнике найдётся домкрат и буксировочный трос(желательно, текстильный в виде широкого ремня). Действуем следующим образом: выворачиваем колёса вправо, стопорим машину ручником (у уважающего себя кариновода он должен работать :D ), и вывешиваем с помощью домкрата правое переднее колесо (можно левое, но впоследствии действовать слева мешает руль). Вращая колесо против движения, наматываем на него трос (в начале намотки придерживаем кончик рукой, пока его не накроет первый виток). Затем включаем четвёртую передачу, зажигание, и заводим машину как моторную лодку :D (ещё маленький нюанс, спасибо Beso : http://carina-e.ru/viewtopic.php?p=29222#29222). Сразу после пуска открываем правую дверь, и вырубаем передачу. Затем опускаем машину с домкрата и едем! При пуске есть нюанс: дёргать трос надо правильно. Если просто слегка размахнувшись (дав тросу слабину), дёрнуть, то, скорее всего, получите "обратный рывок", а пуск не состоится. Правильнее будет, предварительно выбрав слабину, сделать "длинный" рывок с ускорением, сматывая трос. Кто заводил бензопилы или лодочные моторы, поймёт. Свой 1,8 после полуторасуточной стоянки (холодный!) я завёл со второй попытки (первый рывок вышел коротковатым), а десяточная полторашка и зубильный 1,3 вообще без проблем. Работает 100%, проверено многократно (если, конечно, на улице не -30).
ЗЫ А вот и ролик по этому поводу с октябрьского слёта Кариноводов (там два файла, не пропустите, и помните про нюанс от Beso): http://photofile.ru/users/myth_en/video/
Так что пользуйтесь, и помните: "даже если Вас съели, у Вас всё равно есть два выхода" :D

Автор:  old_Duglas [ Ср сен 17, 2008 11:28 pm ]
Заголовок сообщения: 

Vitek РЕСПЕКТ, слышел это как легенду и все не было случая проверить,да и сомнения глодали, а тут можно сказать из первых рук. Очень полезный опыт, беру на вооружение. Спасибо.
ЗЫ У меня генератор DENSO в диодном мосту два диода "вылетили", вот неделю уже на приколе Хотел выпаять и подобрать но их там чутть ли не на точечную сварку закрепили, пока некогда, но если руки дойдут сделаю, пусть лежит пить есть не просит.

Автор:  Leonid80 [ Чт сен 18, 2008 9:40 am ]
Заголовок сообщения: 

old_Duglas писал(а):
Vitek РЕСПЕКТ

+1

Автор:  БелыйГусь [ Чт сен 18, 2008 10:26 am ]
Заголовок сообщения: 

Да, Vitek, с тобой не страшно пойти в разведку :D
Мне Garis подарил свой поломатый Бошевский регулятор, попробую его починить, будет в обменном фонде :)

Вопросов вот несколько созрело:
1. Регулятор/щеточный узел можно вынимнуть, не снимая генератор с авто?
2. Все-таки требуется разъяснение, почему на холодную БЕЗ НАГРУЗКИ напруга в сети 14.1-14.2, а на горячую после получасовой поездки падает до 13.7 ПРИ ТЕХ ЖЕ ОБОРОТАХ 1500-2000 и опять же без нагрузки.
3. Беспокоит меня, что с новым полностью заряженным аккумулятором среднее значение напряжения в сети составляет 13.2в при обычной городской езде (не пробки) с габаритами/ближним светом/вентиляторе печки на 1/магнитоле/стопах время от времени. Может, у меня регулятор не регулирует как положено? :)

Автор:  voldemarik [ Чт сен 18, 2008 10:27 am ]
Заголовок сообщения: 

А не может так случится что трос обратно на колесо наматается?

Автор:  БелыйГусь [ Чт сен 18, 2008 10:31 am ]
Заголовок сообщения: 

voldemarik2 писал(а):
А не может так случится что трос обратно на колесо наматается?
Может, если тот самый кончик, который нужно придерживать рукой в начале намотки, гвоздиком прибить ;-)

Автор:  old_Duglas [ Чт сен 18, 2008 10:33 am ]
Заголовок сообщения: 

voldemarik2 писал(а):
А не может так случится что трос обратно на колесо наматается?

Vitek писал(а):
Сразу после пуска открываем правую дверь, и вырубаем передачу.

и личный совет не наматывать трос на руку. :) А по существу все равно трос сильно наматывать не надо потому как для рывка достаточно и пары витков, чтоб размаха хватило.

Автор:  voldemarik [ Чт сен 18, 2008 10:38 am ]
Заголовок сообщения: 

old_Duglas писал(а):
voldemarik2 писал(а):А не может так случится что трос обратно на колесо наматается?

Vitek писал(а): Сразу после пуска открываем правую дверь, и вырубаем передачу.

Это сразу займет несколько секунд. Да еще надо колесо затормозить.

Автор:  Leonid80 [ Чт сен 18, 2008 12:14 pm ]
Заголовок сообщения: 

БелыйГусь писал(а):
Вопросов вот несколько созрело:
1. Регулятор/щеточный узел можно вынимнуть, не снимая генератор с авто?


Да. Вынимается/ставиться без проблем. (генератор Bosch)
Откручиваем 3 гайки на "8", и одну на "13", снимаем пластиковую крышку (у меня одна гайка закисла и выкрутилась вместе со шпилькой - но это не проблема!), затем два винта под крестовую отвертку (расположены не очень удобно, откручивал маленькой трещеткой).

PS Первый раз встретил в своем авто гайку на "13"! :)

Автор:  voldemarik [ Чт сен 18, 2008 12:17 pm ]
Заголовок сообщения: 

Leonid80 писал(а):
Откручиваем 3 гайки на "8", и одну на "13"

с какой стороны? На денсовском, я смотрел, одну или две гайки тяжело будет откртутить не снимая.

Автор:  Vitek [ Чт сен 18, 2008 2:47 pm ]
Заголовок сообщения: 

БелыйГусь писал(а):
Да, Vitek, с тобой не страшно пойти в разведку :D
Спасибо за доверие! :wink:
БелыйГусь писал(а):
1. Регулятор/щеточный узел можно вынимнуть, не снимая генератор с авто?
У меня не получилось, - мешает щиток над выпускным коллектором. Крышка в него упирается, а гайки на нём прикипели насмерть.
БелыйГусь писал(а):
2. Все-таки требуется разъяснение, почему на холодную БЕЗ НАГРУЗКИ напруга в сети 14.1-14.2, а на горячую после получасовой поездки падает до 13.7 ПРИ ТЕХ ЖЕ ОБОРОТАХ 1500-2000 и опять же без нагрузки.
3. Беспокоит меня, что с новым полностью заряженным аккумулятором среднее значение напряжения в сети составляет 13.2в при обычной городской езде (не пробки) с габаритами/ближним светом/вентиляторе печки на 1/магнитоле/стопах время от времени. Может, у меня регулятор не регулирует как положено? :)
Вечером дома доделаю и выложу ещё один миниотчётик по поводу повышения напруги в бортовой сети на зимний период (применительно к бошевскому гене).

Добавлено спустя 17 минут 28 секунд:

voldemarik2 писал(а):
А не может так случится что трос обратно на колесо наматается?

Учим геометрию: длина окружности колеса (стокового - 185/60/14) около 1,8 метра. Если "лапти" большие, то чуть больше. Трос стандартный текстильный - 4-4,5м (хотя, по правилам, если не ошибаюсь, должен быть 6м.) Итого хватает троса на два полных витка, плюс "хвостик" для "дёрнуть" :) . При рывке ты сматываешь примерно 1,5 витка, остальное слетает само.
voldemarik2 писал(а):
Vitek писал(а): Сразу после пуска открываем правую дверь, и вырубаем передачу.
voldemarik2 писал(а): Это сразу займет несколько секунд. Да еще надо колесо затормозить.
Если ручник и домкрат у тебя в порядке, можешь сильно не торопиться. :D А колесо, после того, как опустишь домкрат, само остановится, если, конечно, не забудешь передачу перед этим выключить :lol: .(оно крутиться-то при этом будет только за счёт инерции).
Если очень сильно сомневаешься, на ближайшем съезде могу продемонстрировать пуск присутствующим, снять видео, и выложить на форум. Практическое наглядное пособие, так сказать. Пора уже и к видеоотчётам переходить! :D

Страница 1 из 18 Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/