Отчёт об установке обогрева зеркал
1. Предисловие.
Итак, вооружившись на днях в очередной раз руководством от Белого Гуся со старого форума, решил заморочиться и сделать себе тоже обогрев зеркал (хотя нужды в нём не испытывал - просто стало интересно), в связи с чем решил написать небольшой отчёт об этом и осветить некоторые упущенные моменты. К сожалению, фоток почти не делал, так как до конца не был уверен, что всё это вообще получится.
Для начала были внимательно изучены в отчёте схемы запитывания проводки зеркал, чтобы вообще понять, смогу ли я сам это сделать или нет. К слову сказать, с электрикой особо никогда не связывался. После того, как схемы были изучены, была поставлена задача попробовать отыскать в своей машине нужный блок предохранителей для запитывания контактов на разъёмах, сами штекеры дверных кос, осмотреть проводку на наличие проводов для обогрева зеркал и потом уже вынести окончательный вердикт - делать или отказаться от этой затеи.
2. День первый.
Для начала пришлось приобрести в магазине тестер, чтобы прозванивать проводку и научиться им пользоваться. Позже он пригодился для проверки появления питания на нужных контактах дверной косы при включении кнопки обогрева заднего стекла.
За несколько минут блок предохранителей был найден под подрулевой панелью за ручкой открывания капота. Он действительно легко отстёгивается и с обратной стороны запитывается по схеме с помощью перемычки, для изготовления которой нужен небольшой кусочек провода и парочка клемм-пап, которые всовываются в указанные контакты с обратной стороны блока.
Далее снимаем защитную крышку слева от педали сцепления - сначала откручиваем руками пластмассовую фишку на дальней стенке, затем дёргаем панель по направлению к центральной панели с магнитолой. Для удобства можно сначала снять пластиковую накладку порога. Только делайте это аккуратно - я её начаянно отломал на изгибе (не учёл минусовую температуру на улице). За крышкой обнаруживаются два разъёма косы - синий IF1 и серый IF2. Включаем кнопку обогрева и тестером проверяем напряжение на 18 контакте разъёма IF1. Если всё ок, значит можно продолжать далее.
Далее надо было определить что у меня с проводкой к зеркалу. Снимаем обшивку двери и смотрим на разъём, идущий от зеркала. У меня он трёхконтактный - это значит, что зеркало электрическое, но без обогрева. Если правильно помню, 5-контактный с обогревом, 7-контактный с обогревом и складыванием зеркал (как на Короне).
Раз обшивка снята, я решил заодно провести проводку на водительской двери. Для этого берём обычный двухжильный провод и жёсткую проволоку. Самый большой геморрой - это протянуть его из салона в дверь по резинке. Отключаем оба разъёма косы, а заодно и те, что могут мешать нашим действиям. Далее я пошёл немного другим путём, в отличие от Белого Гуся, в плане проводки из салона в дверь. Косу я вытаскивать не стал, так как мне когда-то знакомый электрик чинил неработающую кнопку открывания ЦЗ и протащил новый провод от неё в салон, просто проткнув резинку на выходе из двери и на входе в салон. То есть провод как бы оказался на улице. Я сделал на конце проволоки крючок, зацепил за него конец двухжильного провода, примотал крепко изолентой и протащил её через уже готовые дырки. Как оказалось потом при работе с пассажирской дверью, этот путь намного более сложный (особенно если дырок нет), чем помучиться и вытащить дверные косы в дверь в проём динамиков и быстренько с помощью проволоки всё протащить и всунуть назад. Делать это конечно оказалось непросто - резинки тугие и вставляются в пазы с большим трудом, но поверьте - лучше так, чем пытаться тыкать проволокой в ограниченном пространстве.
Далее провод приматывается изолентой в нескольких местах к дверной косе и обрезается с небольшим запасом в районе разъёма зеркала.
На этом я пока завершил работы и поехал думать, где достать нагревательные элементы.
3. День второй.
В Кунцево после недолгих поисков были приобретены замечательные нагревательные элементы по 250 рублей за штуку. Они хоть и дороже, но прелесть в том, что их можно вырезать по форме зеркала (материал дан с запасом), от клемм отходит сразу несколько независимых спиралей (с тупого угла зеркала одну пришлось обрезать, но без одного внешнего витка остальные продолжают работать), и они с обеих сторон самоклеящиеся (отдираем подложку и клеим с какой угодно стороны). Маркировка на элементах ЗМ, на первой фотке их можно увидеть уже в вырезанном виде.
Как найти их в Кунцево. Я искал в правой части авторынка (не где японцы). Там в центральной части есть крытый павильон с несколькими рядами. В ряду, который ближе всего к парковке, есть палаточка со всякими лампочками, вот там и покупал.
Далее снимаем зеркало. Для этого надо опять снять обшивку двери, отключить разъём, снять пластиковую крышку (поддеть и отогнуть немного сбоку, а потом тянуть вверх) - она держится сверху на клипсе, которую у меня вынуть не удалось (крышка снимается с клипсы) и на двух ножках снизу, которые под углом заходят в отверстия. Далее откручиваем ключом на 10 три болта, придерживаем руками зеркало и вынимаем белую клипсу. Всё, зеркало у нас в руках.
Моем, и кладём в духовку, разогретую до 100 градусов на несколько минут. Лучше конечно делать это в бане, как делал Белый Гусь - таким образом пластмасса не остывает и нет необходимости прерывать процесс разборки зеркала для очередного нагрева.
Дальнейшие действия по разборке производить ОЧЕНЬ АККУРАТНО и не делать поспешных движений и прочих глупостей, дабы не сломать ничего. В частности не давить на центр зеркального элемента и не выгинать его.
Вынимаем нагретое зеркало, берём в руки отвёртку, аккуратно двигаем его в положение "максимально к водителю" и немного вверх (хруст направляющих поворотной площадки не страшен), подкладываем отвёртку по диагонали из внешнего нижнего угла к центру и пытаемся
аккуратно и медленно отвёрткой отгинать внешнюю часть площадки вверх, опираясь на конец отвёртки. Следите за тем, чтобы сам зеркальный элемент не гнулся. Немного терпения, и вы отстегнёте поворотную площадку от зеркала.
Небольшое отступление - в процессе разборки я так и не понял, как не снимая поворотной площадки снять сразу рамку - побоялся сломать защёлки, поэтому для начала предлагаю именно этот, более долгий, но менее опасный, как мне показалось, путь.
Когда в руках окажется поворотная площадка с двумя вырванными шарнирами оранжевого цвета, аккуратно их отделите от неё и вставьте назад на свои места. Для этого надо пинцетом развести резинки, сжать шарниры и вставить их до хруста в посадочные места примерно на середину и подтянуть резинки до шариков. Делать это удобнее вдвоём с кем-нибудь - один разводит резинки, другой вставляет шарниры.
После разогрейте опять рамку с поворотной площадкой и аккуратно отстегните при помощи отвёртки внешний край площадки (где сплошной зажим, а не тройной). После выровняйте шарниры под пазы площадки и начинайте насаживать их. Я первым вставлял боковой - придерживаем его пинцетом, чтобы он не проваливался под нажимом и насаживаем бок площадки на него до щелчка. На нижний просто насаживаем - я его специально не придерживал. Далее опять греем, вставляем центральный шарнир и выравниваем площадку в положение "от водителя".
Теперь займёмся проводкой. Снимаем с внутренней стороны уха резиновую накладку и оттаскиваем её к самому разъёму. Снимаем чёрную перегородку, которая зажимает косу с проводами. Там есть маленькие защелочки - их нужно аккуратно отвести немного внутрь и не перегибать. Всё, косу освободили. Теперь втаскиваем её максимально в корпус зеркала, приматываем изолентой внутри зеркала за нижнюю её часть (у колодца) двухжильный провод и протаскиваем косу вместе с ним назад наружу. Зачищаем со стороны зеркала оба контакта и приделываем к ним клеммы-мамы.
Далее самый сложный этап - это вынуть зеркало из рамки. Забегая вперёд, скажу, что если б я знал, как это стрёмно делается, лучше бы при наличии лишних денег заказал бы себе родные зеркальные элементы с обогревом и не мучался. Но если всё же решитесь делать самостоятельно, делайте это очень аккуратно. Я обошёлся малой кровью - небольшой 3-миллиметровый в диаметре скол по верхней кромке видимой части пассажирского зеркала. По самому периметру кромки зеркало при использовании ножа будет хрустеть и крошиться по мелочи ого-го. Главное - не сколоть видимую зону.
Итак, греем - я на этот раз грел до 120 градусов. Чем мягче пластмасса, тем легче отгинать бортики. Берём ножик, а лучше несколько и начинаем аккуратно отгинать бортик, начиная с тупого угла (внешний верхний). Как только зеркало будет вылазить из рамки, подкладываем что-нибудь в проём, чтобы оно не село назад и продолжаем отгинать бортик, двигаясь по верхней части. Чем больше отходит, тем больше подкладываем что-нибудь. Старайтесь давить ножом на бортик, а не на край зеркала, чтобы поменьше его скалывать, и ни в коем случае не выгинайте его снизу. Как уже было сказано, угол между вставленным между бортиком и зеркалом ножом желательно выдерживать не более 90-100 градусов. И постоянно нагревайте его, так как плстмасса быстро остывает и твердеет. Как только зеркало выйдет из верхней кромки, его можно вынуть уже руками.
Далее подгоняем зеркальный элемент под размеры зеркала так, чтобы влезло как можно больше нитей (у меня одну с тупого угла пришлось обрезать), после чего вырезаем, но пока не клеим. Нам надо расширить дырки под контакты в рамке таким образом, чтобы элемент плотно лёг в рамку, а контакты полностью вошли в неё, нигде ни за что не цепляясь (для плотного прилегания зеркального элемента). Для этого понадобится круглый напильник (смотрите на первой фотке). Готовую и оригинальную рамку также можно увидеть на первом фото. Как только всё будет подходить, снимаем подложку и клеим элемент на внутреннюю сторону зеркального элемента, прямо на полиэтиленовую подложку (её не снимайте - она нужна для того, чтобы ненароком треснутое зеркало не осыпалось и продолжало держаться в рамке). Внешнюю подложку с обогрева я не снимал и соответственно не клеил, а вставлял прямо с ней. То бишь греем опять рамку и в обратном порядке пытаемся вставить зеркальный элемент. Для начала максимально запихните его в пазы таким образом, чтобы свободными остались верхняя сторона и тупой угол, потом разогрейте до 120 градусов и начинайте опять отгинать бортики и вставлять туда потихоньку свободные бока зеркала. Лучше несколько раз нагреть и сделать всё ровно, чем поспешить и треснуть зеркальный элемент. Вставляя, давите только на бока, ни в коем случае не на середину. Последним должен встать тупой угол.
Как всё будет готово, подключайте клеммы к контактам (полярность любая), подтягивайте косу и провод обогрева максимально наружу, но так, чтобы зеркало имело ход для вращения. Далее цепляйте рамку защёлками с внутренней стороны поворотной площадки, как бы натягивайте на себя (на внешнюю сторону) и немного надавливаете на внешний край рамки - защёлки легко встают на место. Это у меня вышло без разогрева. Затем вставляете чёрную перемычку на место, поджимая усики обратно, протягиваете провод обогрева в дырку в резиновой накладке и натягиваете её на корпус зеркала.
Далее логичным было бы сделать разъём для отключения обогрева на случай, если придётся опять снимать зеркало. Разъёмы и готовые зеркала можно увидеть на второй фотке. Но не повторяйте мою ошибку - я прикрутил к проводам четырёхконтактные разъёмы (в магазине других не было), задействовав только два из них, но не учёл, что они не пролезут в отверстие двери, так что их пришлось обрезать и пока что сделать на скрутках. В общем, покупайте двухконтактные.
4. День третий.
Ставим зеркало на место в обратном порядке, подключаем разъём зеркала, подключаем или приматываем контакты проведённого из зеркала провода к проводу в двери, который мы вели из салона. В салоне на концах провода приделываем клеммы папы и втыкаем их с обратной стороны в разъёмы дверной косы (фаза - контакт 18 разъёма IF1, земля - контакт 6 разъёма IF2). Включаем кнопку обогрева и проверяем - за несколько минут зеркало у меня нагревается до состояния горячего (но руку держать можно). Жарит отлично, но в местах зеркала, где нити обогрева не проходят или обрезаны (по краям) зеркало уже холодное - то есть, тепло от нитей распространяется непосредственно на небольшую площадь, там, где они проходят.
Далее я провёл проводку из салона в пассажирскую дверь, на этот раз полностью вытаскивая косу из салона в дверь - оказалось удобнее - соединил с проводкой пассажирского зеркала, прикрутил клеммы-папы к проводам в салоне и подключил к разъёму IQ1 (серого цвета - фаза (контакт 18) и земля (контакт 4)). Всё работает!
5. Итог
Ценой небольшого скола на пассажирском зеркале и сломанной накладки на порог я сделал на себе на Карине обогрев зеркал и получил бесценный опыт, который, надеюсь, кому-нибудь тоже пригодится. Постарался описать всё до мелочей.
Огромное спасибо Белому Гусю за оригинальный отчёт-руководство! Без него бы никогда не полез этим заниматься :)
6. Картинки
Изготовление обогрева:
Готовые зеркала с обогревом:
Скол на верхней кромке зеркала: