Культура Киева в XIV - первой половине XVII века. Часть девятая

Киев - экономический и культурный центр Украины - сыграл большую роль в развитии музыкального искусства, в частности в формировании украинской профессиональной музыки, в основу которой легли народные музыкальные традиции.



Песня в сопровождении музыкального инструмента с древних времен была постоянным спутником народа в его труда и отдыха, в быту, верованиях и обычаях. Православная церковь, преследуя инструментальную музыку, способствовала развитию вокальной культовой музыки, ставшей неотъемлемой частью церковного ритуала. Долгое время церковная музыка была единогласной. В XVI веке в украинских церквях утвердился многоголосый, т. Н. партесный пение, расположенного на пяти линейной нотной системе, которая была усовершенствована в Киеве на местной национальной основе и называлась «Киевское знамя». В XVI-XVII веках, когда особенно обострилась борьба с католицизмом и захиднолатинським влиянием, церковное хоровое искусство вступило в ярких украинских национальных форм. Византийские заимствования конца X и начала XI века были вытеснены окончательно.



Устная песенная народное творчество была неразрывно связана с музыкой, с выполнением под аккомпанемент бандуры украинских народных дум и исторических песен, которые возникли во времена, когда украинский народ боролся за свое социальное и национальное освобождение. В основе их лежит древнерусская эпическая творчество, былинный богатырский эпос. Так, интересной достопримечательностью устного народного творчества, в которой отражена борьба с татарами, есть легенда, которая была распространена в Киеве и его окрестностях, о «Михаила и Золотые ворота». Она выполнялась кобзарями на мотив известной песни про Байду.



Народ и профессиональные исполнители пронесли через века неисчерпаемое богатство украинского народно и музыкально-инструментального творчества.



XIV-XVI века были периодом формирования украинской народности. В этом важном историческом процессе Киев сыграл выдающуюся роль. Его ремисничо- промышленное производство, постоянные и Растущее связи с населением других городов Украины, активное участие городских низов в крестьянско-казацких восстаниях, богатая разнообразная культура и даже монастыри, которые были популярны среди масс верующих, - все это составляло один из важнейших центров притяжения и уподобление для миллионов людей, превращая этническую массу на выразительную, объединенную общей территорией, экономическими, политическими, языковыми и культурными связями, украинский народность.

В Киеве в XIV-XVII веках значительное развитие приобретает искусство книжной миниатюры, была популярной еще в Киевской Руси. Характерной с точки зрения миниатюрного оформления книг XIV века считается «Спиридониев псалтырь», составленный в 1397 году в Киеве протодьяконом Спиридоном по заказу епископа Михаила. Псалтырь написан отборным уставным письмом и содержит около 300 миниатюр, иллюстрирующих соответствующие тексты книги. Здесь, наряду с каноническими изображениями, есть много бытовых, исторических, аллегорических и пейзажных сюжетов.

В XIV-XV веках миниатюра занимает все большее место в оформлении рукописных книг. В миниатюрном оформлении появляются такие народные художественные элементы, как плетинчасто-животная орнаментика. В искусно выполненных заставках, конечностях, заглавных буквах, наряду с удивительно переплетенными узлами, встречаются изображения фантастических животных, зверей, птиц, различных чудовищ, заимствованных художниками из песенного творчества, сказок, загадок и тому подобное. Такое оформление, например, характерно для «Киевского Евангелия» 1393.

С возникновением книгопечатания развивается и такой вид искусства, как гравюра. Началом украинской гравюры следует считать появление первой печатной книги на Украине - «Апостола», напечатанного Иваном Федоровым 1574 во Львове, и Острожской библии - 1581. Декоративные украшения этих изданий являются ценными так вот

Категории