Вопросы в работе над эскизами костюмов

Монтируя фильм, режиссер придает форму материалу уже после окончания событий. Театральный художник зачастую напоминает режиссера еще не снятого фильма, который придает форму динамическому материалу еще до того, как тот успел возникнуть. Поэтому, чем позже он принимает решение, тем лучше.

Очень легко — и это случается довольно часто — испортить актеру роль неверно решенным костюмом. Актер, которого до начала репетиций спрашивают о том, как ему нравятся эскизы костюма, находится в том же положении, что и режиссер, от которого требуют решения, когда он еще не готов. Он еще физически не вжился в свою роль и имеет о ней лишь теоретическое представление. Если художник работает с размахом и если — взятый сам по себе — это красивый костюм, актер часто с восторгом принимает его, а через несколько недель обнаруживает, что костюм вовсе не согласуется с тем, что он пытается выразить.

Главный вопрос в работе над эскизами — это вопрос о том, во что одеть актера. Художник не просто выдумывает костюм из головы: костюм рождается на определенной основе. Возьмем, например, ситуацию, когда актер-европеец должен сыграть японца. Пусть в костюме будут соблюдены все требования — он все равно никогда не будет выглядеть так великолепно, как костюм самурая в японском фильме. В доподлинной обстановке верны и взаимосвязаны все детали. В копии, основанной на изучении материалов, почти неизбежна целая цепь компромиссов: ткань лишь более или менее похожа на ту, которая требуется, детали покроя упрощены и выполнены приблизительно, да в конечном счете и сам актер не может носить этот костюм так же естественно и правильно, как носят его люди, для которых он привычен.

Если мы не можем как следует изобразить японца или африканца путем подражания, та же ситуация возникает, когда заходит речь об историческом прошлом. Актер, чья игра кажется — пока ен в репетиционном костюме — вполне убедительной, часто утрачивает эту непосредственность, стоит ему облачиться в тогу, скопированную художником с какой-нибудь вазы в Британском музее. А повседневная одежда редко может служить удовлетворительным ответом: обычно она не годится как форма сценического костюма.

В японском театре Но сохранились, например, отличающиеся редкой красотой традиционные сценические костюмы. То же самое — и в церкви. В эпоху барокко сама одежда того времени отличалась необычайной «пышностью» и потому могла стать основой для костюмов и в драме и в опере. Еще совсем недавно романтический бал был ценным источником вдохновения для таких выдающихся художников, как Оливер Мессел или Кристиан Берар. В СССР белый галстук и фрак, исчезнувшие после Революции из общественной жизни, по-прежнему оставались основой костюма музыкантов, удобного, элегантного и отделяющего концерт от репетиции.

Приступая к новой постановке, мы всякий раз должны вновь поднимать этот вопрос словно впервые. Во что могут быть одеты актеры? Подразумевается ли в пьесе определенный исторический период? Что такое «исторический период»? Какова его реальная сущность? Реальны ли те стороны, которые открываются нам в документах? Или же полет фантазии и вдохновения реальнее их? Какова драматическая задача?

Что именно нуждается в костюме? Что нужно донести? Что — физически — необходимо актеру? Чего требует глаз зрителя? Нужно ли, добиваясь гармонии, идти навстречу этим требованиям зрителя или драматически противостоять им? Что можно подчеркнуть цветом и фактурой материала? Что можно было бы с их помощью заглушить?

Распределение ролей рождает ряд новых вопросов. Если репетиций будет мало, распределение ролей по амплуа неизбежно, хотя все, естественно, это осуждают. Ответная реакция на это актеров: каждый из них хочет играть все. Разумеется, он не может: у каждого актера действительно есть в конечном счете какой-то предел возможностей, определяющий его истинный облик. Все, что можно сказать, это, что попытки заранее решить, чего не может сделать актер, по большей части обречены на провал. При невозможности попасть на основной сервис, функционирует vavada mobile Предоставляя те же условия и шансы для посетителя, сервис предлагает честную игру и ответственность к выигрышам клиента.

Категории
34b455f13a9b4e74b2d10358f7a4d957