ДПДЗ (TPS) Как это работает?

Материал из Toyota Carina E
Перейти к: навигация, поиск

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) или Throttle Position Sensor – (TPS) расположен с противоположной стороны рычага управления дроссельной заслонки. Он предназначен для определения угла открытия дроссельной заслонки: закрыта она или открыта и, если открыта, то на какой угол. ECM ( Electronic Control Module или «электронный блок управления двигателем - (ЭБУ)) на основании этой информации, путем сравнения «полученных» от TPS данных и имеющихся данных от других датчиков, управляет работой форсунок и других исполнительных механизмов.

ДПДЗ (TPS ) рекомендуется регулировать по приборам, но ни в коем случае – «на слух или на нюх», потому что неправильной регулировкой мы просто-напросто «вводим в заблуждение» ECM, и Блок Управления в  начинает корректировать работу двигателя «отталкиваясь» от неправильных показаний TPS.

Tps.jpg

TPS представляет собой «обыкновенный» потенциометр (тонкопленочный переменный резистор изготовленный по особой технологии) , который при изменении положения дроссельной заслонки должен «выдавать» на ECU изменяющийся по напряжению сигнал, который «снимается» с подвижного контакта TPS. Его еще можно - назвать «реостатным» или «резистивным», потому что именно с этого « среднего» контакта ECM получает точную информацию о положении дроссельной заслонки: при ее открывании напряжение должно плавно возрастать. И наоборот.

Питание на TPS подается через контакты Е2 (минус) и Vc (+5v). Нажимая на педаль «газа», мы приводим в действие дроссельную заслонку и одновременно, через ось – внутри TPS происходит перемещение «ползунка». Начинают «работать» два контакта : IDL и VTA. Контакт IDL – это так называемый «контакт холостого хода». Он размыкается и блок управления (ECM) получает первоначальный сигнал о том, что дроссельная заслонка «начала работать». Контакт VTA – это и есть наш «потенциометр». Чем далее мы будем нажимать на педаль «газа», тем более будет изменяться сопротивление и на основании этого блок управления (ECM) начинает корректировать работу всех электронных систем.

Регулировка «исходного» положения контакта IDL производится путем выставления определенного зазора между самой дроссельной заслонкой и ее упорным винтом(обычно это болтик без «головки»,законтренный гайкой «на 8»).

ДПДЗ могут быть 3-х контактными и 4-х контактными. ([[../viewtopic.php?p=244295#244295|http://www.carina-e.ru/viewtopic.php?p=244295#244295)]]

Изначально IDL-сигнал в КаринеЕ использовался, и к ЭБУ ДПДЗ подключался  через 4 провода. Но в какой-то момент способ опознавания признака холостого хода изменился с физического (по разрыву IDL-сигнала) на логический (по напряжению на VTA). При этом сам ДПДЗ остался прежним, а вот 4-й проводок на IDL-контакт ликвидировали за ненадобностью. Отличие датчиков в способе информирования блока управления о полностью закрытой заслонке. 4-х контактный имеет контакт IDL, блок управления определяет закрытую заслонку по наличию контакта между IDL и E2.

Доп материалы: ДПДЗОбслуживание_и_регулировка_КХХ_БДЗ

Личные инструменты
Категории