Министерский, или «усеченный», хозрасчет

Стали штампом в публикациях и радио- и телевизионных выступлениях политических и хозяйственных руководителей всех рангов утверждения о все более широком переходе предприятий и объединений страны на полный хозрасчет и самофинансирование. Утверждения настораживают, так как среди многих признаков и причин, почему это пока было невозможно именно «широко», существует главная: есть обязательные для выполнения и никем не отмененные задания государственного плана на двенадцатую пятилетку, которые для всех машиностроительных министерств (и не только для них) являются директивными. Вот здесь и возникает аберрация, по-русски самообман, относительно того, чем являются полный хозрасчет и самофинансирование. Что же происходит на самом деле?

Задания пятилетнего плана, «контрольные цифры», распределенные по годам пятилетки, «спускаются» Госпланом СССР и другими ведомствами прежде всего министерствам. Это план по объему производимой продукции, прибыли, платежам в бюджет, вводу в действие новых производственных мощностей. К нему добавляется так называемый «именник»: задания некоторым конкретным предприятиям по конкретным видам особо важной продукции. Предполагается, что предприятия обеспечиваются средствами для выполнения финансового плана независимо от источника финансирования. Его устанавливает министерство. Таким образом, на хозрасчет переходит министерство, как правило, его подотрасли, но отнюдь не каждое предприятие.

На первом этапе планирования анализируются сложившиеся тенденции в производстве и ресурсном обеспечении для каждого предприятия. Прогнозируется выпуск продукции на пятилетку, динамика развития мощностей и трудовых ресурсов, возможности обновления основных фондов и продукции, соответственно и динамика экономических показателей. Сравниваются прогнозы и контрольные цифры. Определяется дефицит по выпуску и ресурсам, для его ликвидации предлагается строительство новых предприятий или реконструкция и расширение действующих.

Следующий крупный этап планирования — это распределение государственных централизованных капитальных вложений, фондов материально-технического обеспечения, необходимых для выполнения заданий по производству продукции. Этот этап включает в себя много итераций, цель которых состоит в том, чтобы предварительно определить задания по прибыли и платежам в бюджет для каждого предприятия. Здесь учитывается возможность покрытия дефицита мощностей и фондов по трем каналам финансирования: само предприятие, министерство, государственный бюджет непосредственно. Промокоды в казино Argo https://argocasino.pw/

Категории