"Щелчок" - история о том, как вылететь из клетки собственной боли

"Щелчок" - блестящий роман Донны Тартт, получивший Пулитцеровскую литературную премию 2014 года. В центре драматической истории - юноша-сирота и гениальная картина периода Возрождения с изображением маленького птицы, становится особым тотемом, знаком, отличает от других людей и спасает от неприятностей. Это рассказ о страданиях и иллюзии, раскаяние и лишения. И, прежде всего, это история о красоте. Спасет ли она мир? Спасет ли хоть одного человека? Теодор постоянно балансирует на грани, ему трудно, почти невозможно вырваться на свободу, так же как и щелчке в клетке.

Прежде всего это очень чувственный произведение и, по-моему, в этом главная его ценность: грязный воздух улиц и вкус вина в небольших кафе Нью-Йорке, случайные прохожие, меблировки квартирки Хобби, безнадежная, обжигающая жара Техаса и предрождественский уют Амстердама передано настолько полно, что каждое предложение воспринимается как кинокадры. Критики сравнивают этот огромный роман с произведениями Достоевского и Диккенса, но мне кажется, что это сравнение возникло из необходимости приравнять к классикам учитывая его монументальность. На самом деле Тартт не похожа ни на кого и для того, чтобы это понять стоит прочитать ее другие два романа: Маленький Друг и Тайная история. Оба не похожи между собой и не похожи вообще ни на что, каждый из романов автор писала по десять лет и это дает определенное представление о том, как серьезно она относится к своему творчеству.

Щелчок использует на первый взгляд архетипический сюжет, ведь рассказывает о мальчике-сироте (и это немного возвращает нас к Диккенса, а порой и Гарри Поттера, именно так зовет Теодора его ближайший друг). В отличие от Поттера и Оливера Твиста, Теодора трудно назвать героем или примером для подражания. Начиная от похищения картины и заканчивая систематическим употреблением наркотиков, автор будто убеждает нас, что Теодор - далеко не симпатичный персонаж и именно этим он впадает нам в душу. Мне кажется, что мне ни разу не встречались настолько живые герои как в этом романе. Хобби, Теодор, Пиппа (еще одна аллюзия на Диккенса!) В которую Теодор влюблен, его мама которую мы познаем только в воспоминаниях. "С застывшей неподвижности фотографий понятно насколько она не доверяла камере, выдыхая воздух грозно, как тигрица, защищая себя от нападения. Но в жизни она была совсем не такой. Она двигалась с невероятной скоростью, ее жесты были легкими, внезапными, она сидела на краю стула, будто стройная и изящная болотная птица, готовая сорваться и улететь в любой момент " ( перевод автора ).

Насколько в этой книге много страданий, боли и отчаяния, столь же в ней много поэзии, красоты и любви. Это сочетание создает именно такую ??литературу, которую проживаешь а не прочитываешь, которая способна дать читателю нечто большее чем просто еще одну историю. Некоторые называют "щелчок" воспитательным романом, возможно это и так, учитывая, что ничто не воспитывает нас лучше чем сама жизнь.

В конце, я хотела бы выразить надежду, что наши издатели, критики и переводчики обратят внимание на этот роман, который еще в позапрошлом году стал мировым бестселлером, получил все возможные мировые литературные премии, а в украинских медиа не получил ни одного упоминания. Получай бонус 1000 р. Детальней по ссылке: http://admiral-casino.xyz/admiral-x/

Категории