В ущерб «своим»
Приведем ряд примеров. В 1982 г. не имели работы 2300 зарегистрированных в бюро найма английских моряков, в то время как в торговом флоте страны было занято 5800 иностранцев. Вопреки п. I коллективного договора, запрещающего наем иностранных моряков при безработице среди английских моряков, британская компания «Кэнэдиен Пасифик» в 1985 г, полностью заменила английские экипажи на судах под английским,флагом филиппинскими моряками. В 1985 г. на флоте Норвегии работали 5000 иностранцев, а 3000 норвежских моряков были лишены работы. В 1984 г. совместным распоряжением министерства торгового флота Греции и административных органов Пирея по вопросам занятости моряков судовладельцы были освобождены от выполнения требования закона о найме иностранцев только после получения от бюро найма подтверждения об отсутствии зарегистрированных безработных греческих моряков.
Свободное перемещение «морской» рабочей силы и иные факторы не могли не оказать значительного влияния на международные и национальные правовые нормы, практику их применения в зоне капиталистического судоходства. Разрушается система найма моряков, созданная в странах — участницах Конвенции МОТ № 9 1920 г. о трудоустройстве моряков (Австралия, Голландия, Греция, Испания, Италия, Новая Зеландия, Норвегия, Франция, ФРГ, Швеция), а также в других странах (США, Канада, Великобритания, Индия). В ряде стран, ратифицировавших эту конвенцию (Япония, Панама), такая система не была установлена. moscow.hotxxx.mobi
Основными элементами указанной системы являются ведение реестров (списков) моряков, организация их трудоустройства через государственные, паритетные (в Великобритании — предпринимательские) бюро найма моряков по принципу бесплатности предоставления услуг трудящимся, очередности найма (старшинства). Формально профсоюзы были наделены правом участия в работе этих органов по трудоустройству моряков, но на практике многие из организаций трудящихся были фактически отстранены от этого. Профсоюзам моряков лишь немногих стран (США, Австралия, Новая Зеландия, Канада) ценой напряженной борьбы удалось установить действенный контроль за деятельностью бюро найма моряков. Несмотря на то, что нормы Конвенции МОТ № 9 не распространяются на командный состав, под давлением моряков, их профсоюзов практически во всех перечисленных странах были учреждены также бюро найма лиц комсостава торгового флота.
Хотя в целом (за исключением коллективных договоров американских, канадских, австралийских и новозеландских моряков) отсутствуют императивные нормы об обязательном найме моряков только через бюро найма, эти органы по трудоустройству моряков являются важными гарантиями права этой категории трудящихся на труд. Но реальными правовыми гарантиями такие бюро могут стать лишь при действенном контроле со стороны профсоюзов. Поэтому в последнее время многие профсоюзы моряков усилили борьбу за установление такого контроля.
В начале 80-х годов судовладельческий капитал с помощью буржуазного государства приступил к демонтажу этой системы найма моряков. Этому в значительной степени способствовал провозглашенный в США, а затем в других странах курс на «дерегулирование», преследующий цель предоставить капиталу полную свободу действий, ослабить контроль за своей деятельностью со стороны общественности, судебных органов, профсоюзов и если не ликвидировать, то существенно ослабить профсоюзное движение.
В судоходстве этот курс проявляется прежде всего в укреплении института «открытой регистрации», поощрении деятельности частных агентских компаний по найму моряков. В результате грубо нарушается ст. 2 Конвенции МОТ N9 9, запрещающая наем или посредничество в найме моряков в качестве коммерческого предпринимательства для извлечения прибыли. Во многих капиталистических странах, включая страны-участницы этой конвенции, расширяется сеть частных компаний (агентств) по найму моряков.